Бизнес-центры и организация инвестиций из Японии в Россию и страны СНГ
Япония - одна из постоянных стран-участниц выпусков «БМ» в рамках проекта «Россия и мир на рубеже веков». Взаимоотношения с восточным соседом интересны и важны не только для России, но и для стран Содружества, поскольку практически все страны бывшего СССР имеют экономические, политические и культурные контакты с Японией. О традициях японского бизнеса рассказывает статья советника губернатора Санкт-Петербурга, президента Российско-японского культурно-просветительного фонда «Ямато» И.В. Александрова и кандидата экономических наук, докторанта Санкт-Петербургского государственного университета А.Е. Магона.
Безусловная заслуга в бурном экономическом развитии Японии принадлежит ее экономической науке, главный вывод которой формулируется так: современная рыночная экономика не может эффективно функционировать без государственного регулирования экономических процессов. Вместе с тем в эволюции японской экономической мысли всегда проявлялись специфические этнические черты.
Японские деловые и политические круги старались, и не безуспешно, определить такие долгосрочные цели в экономической сфере, которые были бы привлекательны для всей нации. Наглядный пример: в 1961-1970 гг. номинальная зарплата в Японии возрастала в среднем на 12,5% в год, потребительские цены повышались на 5,9%, а оптовые - всего на 1,3%. Следовательно, реальная заработная платa увеличивалась на 6,3%, а производительность труда - на 11% в год. Стало быть, рост реальней заработной платы составлял 60% от повышения производительности труда. Эта цифра считается оптимальной. Как результат - каждый японец убеждался в тон, что решение общегосударственных задач обеспечивает ему улучшение жизни
Японский экономический бум объясняется следующими факторами:
- Высокоэффективным использованием иностранной экономической помощи.
- Массовым обновлением основного капитала.
- Расширением внутреннего рынка, в том числе за счет аграрной реформы.
- Широким использованием иностранных научно-технических достижений, беспрецедентной закупкой патентов, ноу-хау и т. п. С 1945 по 1960 г. заимствовано свыше 10 тыс. технологических процессов.
Кроме того, можно отметить такие особенности:
- Редчайшая инициативность японских предпринимателей всех уровней и сломившаяся система принятия решений.
- Традиционно сложившаяся система наемного труда, проявляющаяся в гармоничных отношениях между администрацией фирмы и наемным персоналом.
- Относительно высокая норма накопления капитала.
- Стремительное развитие собственной научно-исследовательской базы, особенно в отраслях. определявших научно-технический прогресс и в первую очередь в области электроники. Только с 1960 по 1970 г. затрат» на научно-технические изыскания возросла в 6 раз.
- Гомогенность японской нации, что выражается в осмыслении необходимой концентрации всех материальных и моральных сил нации на экономическом развитии страны и объединении всех на традиционных японских ценностях
- Отсутствие сырьевых ресурсов (Япония импортирует 99% необходимых ей природных ресурсов, в том числе 100% бокситов, хлопка, натурального каучука. 99,7% сырой нефти. 99,5% железной руды) заставляет вести постоянную модернизацию структуры производства внедрять материалосберегающие и энергосберегающие технологии, проводить поиск альтернативных источников сырья и топлива:
- Действующая антивоенная Конституция Японии, которая декларировала три неядерных принципа - не иметь, не производить, не ввозить ядерное оружие; не содержать армии, ограничившись силами самообороны, а также выделять средства на оборону в рамках 1% от ВНП.
- Выгодное географическое положение, которое объясняется тем, что со второй половины XX века Азиатско-Тихоокеанский регион стал стратегическим центром развития мировой экономики.
Некоторые из данных особенностей японской экономики, несомненно, говорят о том, что японские деловые круги имеют много международных контактов, отдельные принципы ведения дел основаны на тесном взаимодействии с иностранными коллегами. Вместе с этим надо знать, что японский бизнесмен непременно захочет знать особенности экономики, культуры, традиций данной страны, деловую репутацию своего партера. В разрешении многочисленных и очень важных дня японских бизнесменов вопросов удобнее всего (и органичной для японцев) использовать международный, желательно направленный именно на японских бизнесменов, бизнес-центр.
Хороший, активно и разумна действующий бизнес-центр не обязательно создавать самостоятельно, его можно найти среди уже существующих, имеющих значительный опыт, структур подобного рода.
Кроме обеспечения переговорных процессов, неплохо, если бы бизнес-центр занимался такими проблемами, как:
- Формирование и популяризация благоприятного инвестиционного имиджа в Японии, оказание содействия в проведении заботы, направленной на снижение различных групп pисков, в том числе и разработка детализированных технологий защиты иностранных предпринимателей от противоправных действий.
- Поиск сфер интеллектуального и технического содействия для развития внутренних инвестиций, например: в производственной сфере - привлечение инвестиций в химическую, электротехническую отрасли, в непроизводственной сфере - в финансовую и страховую отрасли, отрасль услуг.
- Мониторинг, подготовка и участие в разработке различных нормативных, законодательных и информационно-аналитических материалов по международному, внешнеэкономическому, межрегиональному сотрудничеству, привлечению иностранных, и российских инвестиций...
Это далеко не полный перечень того, что ждет японский предприниматель от тех структур, которые берутся за обеспечение делового переговорного процесса вдали от Японии. Все перечисленное - это лишь отдельные фрагменты из мозаики традиций ведения бизнеса японскими предпринимателями, отражающие различия и специфики их деятельность и подчеркивающие необходимость комплексного подхода к развитию международного экономического сотрудничества, включающего, в том числе и изучение менталитета японцев, их предпочтений и ритуала деятельности.
В этой связи именно при решении задачи развития сотрудничества с Японией возрастает роль не только бизнес-центров, но и курсов по обучению и ознакомлению персонала со спецификой работы и контактов с японцами.
|