Японские коллекции Кунсткамеры

Терюков А.И.,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Музея Антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамеры)

Музей Антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) является старейшим российским музеем, основанным императором Петром Первым в 1714 году. Музей обладает уникальной коллекцией, характеризующей традиционную культуру и декоративно-прикладное искусство многих народов мира. Среди его собраний достойно представлены японцы.

На западе японцев не случайно называют самым колоритным народом. В их образе жизни и поведении много необычного: в Японии, например не принято пожимать руку при встрече и смотреть в глаза собеседнику; при входе в дом японцы снимают не шляпу, а обувь; пальто подают не мужчины, а наоборот, женщины мужчинам.

Первые японские предметы в Кунсткамеру поступили еще в середине 18 века. В настоящее время подобных вещей в нашем музее насчитывается около 10 000, которые характеризуют почти все стороны жизни японцев.

Дух японской нации, сердце традиций, лежащих в основе современной Японии, был воплощен в понятии Бусидо, что значит "путь воина". Бусидо - кодекс поведения самураев. Их идеалами были честь, доблесть, самосовершенствование и преданность господину. В полном военном облачении самураи выглядели устрашающе. В этом легко убедиться, рассмотрев их костюм и оружие на экспозиции в зале. Утонченная фарфоровая и лаковая посуда, изящные плетеные сосуды и судки для пищи, икэбана, предметы для чайной церемонии -все эти предметы, выставленные для чайной церемонии - все эти предметы, выставленные в шкафах и витринах, передают главный принцип японской эстетики моно-но аварэ, "грустное очарование вещей".

Те же принципы созерцания красоты нашли отражение и в традиционных формах японского театра Но и Кабуки. Яркими и впечатляющими выглядят великолепные костюмы, выразительные маски, причудливый грим актеров, показанные в залах музеев.

В национальном Японском доме обязательно есть встроенная ниша токонома, а в ней -свиток с картиной или иероглифической надписью какэмоно и ваза с цветами. В Японии есть даже специальный праздник кукол. Он имеет очень древнюю традицию, но со временем его прежний ритуальный смысл забылся. Он стал национальным детским праздником, который каждый год утраивается отдельно для девочек и мальчиков и сопровождается выставками кукол, примерно таким, как показаны в зале.

Среди экспозиции нашего музея можно отметить несколько собраний, связанных некоторыми историческими лицами. В числе подобных, предметы, поднесенные императрице Екатерине Второй Дайкокуя Кодаю, заброшенного в Россию, по воле случая или же шведского врача Штуцера, работавшего в Нагасаки, Десима. Ряд коллекций в музей поступили от русских военных моряков, которые неоднократно посещали Японию во время плаваний по Тихому океану. Изумительная коллекция японского фарфора, лака и эмалей была собрана полковником Алексеевым, который находился в Японии в плену после русско-японской войны 1904-1905 гг.

Но подлинной жемчужиной собрания нашего Музея является коллекция, поднесенная музею императором Николаем Вторым из его путешествия на Восток, в ходе которого он в 1891 г. посетил Японию. Она состоит как из предметов, купленных Николаем на различных рынка, так и полученных им в подарок после злочасного инцендента в г. Оцу.

Перечисленные японские коллекции музея Антропологии и этнографии имени Петра Великого однозначно свидетельствуют не только о постоянном интересе со стороны России к своему восточному соседу, но еще и о неоднократных попытках налаживания международных связей между нашими странами. Музей продолжает пополняться до настоящего времени. Самым крупным поступлением последних лет был обмен коллекциями между нашим музеем и Государственным этнологическим музеем в г. Осака.



Ямато - Санкт-Петербург, 2010