У колыбели российско-японских международных отношений

Горегляд В.Н.
Профессор, доктор филологических наук,
зав. Кафедрой японоведения Санкт-Петербургского Государственного университета

В настоящее время, в преддверии возможного развития российско-японских отношений, интересен и актуален экскурс в период их возрождения. С одной стороны, его изучение может создать предпосылки для пересмотра существующих взглядов на историю развития международных отношений. С другой стороны оно, возможно, позволит учесть и понять причины различных политических проблем, возникавших между нашими странами на протяжении столетий. Первые свидетельства и знания о Японии в России относятся к 17 веку, в частности, в 1670 году в русской печатной книге "Космографии 1670 г." появилась глава "О Иапонии или Япон-острове", содержащая первые отрывочные и неточные данные о географическом положении, климате, флоре, фауне, природных ресурсах, а также о нравах, обычаях и образу жизни ее населения. Достоверно известно, что первый японец ступил на территорию Санкт-Петербурга в самом начале 18 века, где был доставлен к Петру I, последний в связи с перспективами налаживания международных отношений со своим восточным соседом, приказал выделить на обучение японскому языку и обычаям солдатских детей.

Более того, уже в 1736 году, за столетие до установления первых дипломатических отношений между странами, при Академии Наука в Санкт0-Петербурге была организована первая в России школа японского языка.

Однако полученных о Японии сведений долгое время было явно недостаточно для составления полного представления об этой неповторимой и имеющей собственное лицо стране.

Большой интерес России к Японии подогревался желанием найти торгового партнера на Дальнем Востоке. Следует отметить, что в России весьма ценились изделия японских мастеров. В Европе, в связи с недостатком подлинно японских товаров, процветали отрасли производства товаров в японском стиле. Вместе с тем, при посредничестве европейских купцов в Японии налаживается производство товаров на экспорт. Часто эти вещи были не истинно японские, а выполненные японскими мастерами по рисункам и чертежам европейских мастеров.

Таким образом, Россия уже на заре налаживания первых контактов была крайне заинтересована в налаживании прямых экономических отношений с Японией без торговых посредников из Европы.

К сожалению, в связи со сложной политической обстановкой, диктовавшейся нежеланием западных купцов пустить на внутренние рынки Японии представителей России, первые экспедиции и миссии на Дальнем Востоке в начале 18 века закончились неудачей. В результате это надолго отдалило налаживание добрососедских отношений между государствами, в самой Японии сложилось достаточно прохладное отношение к России. Впрочем, и в России на рубеже 17-18 веков также происходило угасание интереса к восточному соседу, что, прежде всего, диктовалось очень сложной политической обстановкой в Европе, где Россия однократно была втянута в военные конфликты.

Несмотря на вышеизложенные трудности, Россия не бросает надежды установить устойчивые отношения между странами, так в 1803 году в Японию был направлен российский корабль "Надежда" под командованием Н.П. Рязанова. Визит "Надежды" не сказался существенно на развитии международных политических отношений между Японией и Россией, но принес дополнительную информацию о самой стране.

Следующим важным эпизодом в истории русско-японских отношений, который повлиял на восприятие двух стран и расширил знания обоих народов друг о друге, был инцидент с В.М. Головиным, который попал в плен к японцам и пробыл там несколько лет, после чего издал в России книгу "Записки флота В.М. Головина о приключениях его в плену у японцев в 1811, 1812 и 1813 годах, с приобщением замечаний его о Японском государстве и народе". Лишь в середине XIX века России удалось достичь налаживания первых дипломатических отношений с Японией. Эта заслуга во многом принадлежит адмиралу Е.В. Путятину. Историческим фактом является то, что именно из Санкт-Петербурга в 1852 году началась историческая миссия адмирала Е.В. Путятина в Японию, завершившаяся в конечном итоге подписанием в храме Гекусэндзи в Симода 26 января (7 февраля) 1855 года первого международного договора о торговле и границе между Японией и Россией. По праву этот день можно считать датой установления международных экономических и политических связей между нашими странами, вместе с тем, мы с особой гордостью относимся к тому факту, что именно наш город стоял у колыбели международных отношений между Японией и Россией. Согласно тексту этого первого договора между странами устанавливались "постоянный мир и вечная дружба". Подданные одной стороны должны были пользоваться покровительством и защитой официальных властей, им гарантировалась неприкосновенность собственности и личная безопасность. Отныне гавани Японии стали открыты для российских судов. Роль адмирала Путятина была высоко оценена, как Российским императором, так и правительством Японии. Он был награжден орденом "Восходящего солнца I степени", став одним из первых иностранцев, получивших такую высокую награду, что одновременно свидетельствует о давних традициях высокой заинтересованности Японии в развитии российско-японских отношений. Два столетия - большой срок для развития связей между странами, в прошлом военные конфликты, эпоха холодных отношений между Россией и Японией, и в настоящее время существует масса нерешенных проблем, которые осложняют межгосударственные взаимоотношения. Вместе с тем, сегодня, как и столетия назад, Россия заинтересована в развитии сотрудничества с Японией, тем более, что история демонстрирует нам необходимость и одновременную болезненность этого процесса. Поэтому мы надеемся, на то что, наши страны пройдут этот путь как можно скорее.



Ямато - Санкт-Петербург, 2019