В го играют боги, в сёги - герои

Зимой этого года в нашем городе организована "Русская федерация сёги", возглавляемая советником губернатора Санкт-Петербурга Игорем Александровым. Свою работу ассоциация начала с проведения международного Турнира любителей сёги - японских шахмат - Санкт-Петербурга-2000. На это соревнование приехало около 40 шахматистов из Японии, Америки. В число многочисленной японской делегации вошли Наохиро Санада - член "Международного общества популяризации сёги", Масаки Хагивара - официальный представитель российско-японского культурно-просветительского фонда "Ямато" в Японии, приехал в гости к петербургским любителям сёги и большой мастер шахмат Ясуо Харада. В дни проведения турнира ему исполнилось 77 лет. С этого момента на родине мастера сёги уважительно называют долгожителем. А начиналось все так... Томившиеся от скуки японские аристократы эпохи Хэйан (VIII - XII вв.) придумывали для себя различные способы времяпрепровождения. Например, в моду вошли всевозможные турниры - благовоний, чайные, поэтические. Главным участником часто был император.

Особой популярностью в разных слоях японского общества пользовались игры в мяч, особенно в ножной и ручной -тэмари. Каждой игре обязательно предшествовало красиво оформленное письменное уведомление, желательно в стихах, на которое непременно приходил изысканный ответ. Подстать важному мероприятию был и туалет, который заранее готовился с большой тщательностью.

Если в мяч могли играть и молодые люди, и девушки, то в ханэцуки (восточный вариант бадминтона) играли только девочки. Игра была достаточно проста, так как не требовала особой физической сноровки. Деревянная ракетка, как правило, украшалась рисунками, изображающими цветы, птиц, горные пейзажи. В волан для ханэцуки, изготовленный из мыльного дерева, втыкали разноцветные птичьи перья. Эта игра в Японии традиционно проходила в первые дни новогоднего праздника. Всей семьей японцы запускали бумажных змеев и довольно часто ходили на большую ярмарку дарума - так называлась японская кукла. В древности дарума использовалась в качестве амулета. Эта кукла представляла собой буддийского святого Бодхидхарму (по-японски - Бодай Дарума), поэтому была окрашена в красный цвет - цвет одежды буддийских монахов.

Нынче в Стране восходящего солнца японские шахматы продолжают пользоваться большой популярностью. Около 20 миллионов японцев играют в эту игру, выпускается несколько газет, журналов, посвященных сёги. В Японию игру завезли из Китая буддийские монахи. Первые упоминания о ней в японских исторических летописях относятся к XI - XII векам. Тогда по достоинству игру оценили все те же хэйанские аристократы.

В XV веке сёги подверглась некоторой реставрации самим императором Го-Нара. Получила высшую похвалу и от трех выдающихся японских военачальников - сёгунов.

В нашем представлении самурай - это воин, следующий благородным путем "Бусидо", холодный, сокрушительный в своей жестокости воин. В сёги же мы с удивлением обнаруживаем, что главная идея так полюбившейся самураям игры сводилась к абсолютному отказу от агрессии. Особенность этих японских шахмат заключается в том, что фигуры не уничтожаются, а только переходят из рук в руки и затем используются как свои.

В общем, как гласит японская поговорка, "в го играют боги, в сёги - герои, в рэндзю - простолюдины".

Елена Иванова



Ямато - Санкт-Петербург, 2019