Первый совместный проект Японии и России

Говоря о развитии российско-японских отношений, нельзя не вспомнить имя нашего знаменитого соотечественника - адмирала Е.В. Путятина, который возглавил в середине 19 века дипломатическую миссию России в Японию.

Граждане России знают, что именно этому человеку принадлежит высокая честь открытия новой страницы в истории международных отношений между нашей страной и ее восточным соседом.

Однако с его именем связана еще одна интересная история, являющаяся ярким примером первого реализованного проекта международного сотрудничества между Японией и Россией, который в дальнейшем послужил фундаментом для повышения уровня доверия между гражданами обоих государств, послужил делу обмена дипломатическими миссиями между нашими странами. Эта история произошла во время визита адмирала Е.В. Путятина на фрегате "Диана" в Японию. Во время стоянки судна русской миссии рядом с городом Симода, 11 декабря 1853 года, произошло землетрясение, сопровождавшееся сильным волнением на море. В результате, город Симода. в котором проводились переговоры между представителями Российской и Японской сторон, был сильно разрушен, а фрегат "Диана" получил тяжелые повреждения, послужившие причиной его гибели 2 января 1855 года, во время перегонки корабля в бухту Хеда для ремонта.

Русские моряки приняли решение построить новое судно, шхуну. Узнав о желании русской стороны построить корабль, японцы приняли в этом деле активное участие, давая понять, что они помогают попавшим в беду. Корабль был заложен 2 февраля 1854 года в бухте Хеда. Японская сторона предоставила необходимое сырье и рабочую силу. Русские и японцы работали рука об руку в течении двух с половиной месяцев. За это время русская сторона получила возможность для более близкого знакомства с национальной культурой, менталитетом японцев, кроме того, удалось завязать более тесные деловые контакты с представителями японских правительственных кругов. Важнейшим достижением российской дипломатии стала демонстрация доверия, готовности к продуктивному сотрудничеству с российской стороны.

Представители японского правительства очень благосклонно отнеслись к налаживанию контактов с российскими моряками. Кроме того, Японии в процессе контакта удалось овладеть русским опытом кораблестроения, за несколько месяцев она смогла получить необходимые знания и изучить, то, на что другие страны затрачивали века. Дело в том, что еще в 1637 году японцам под страхом смерти было запрещено покидать страну. Так сегуны, правители Японии, пытались бороться с иностранным влиянием и, в частности, с христианством. Смерть грозила и тем, кто, выехав из страны, возвращался обратно. Запрещалось строительство больших судов для заморских плаваний. Разрешалось строить лишь джонки, но эти плоскодонные суденышки могли использоваться только для каботажного плавания. Таким образом, полученный в результате международного обмена при строительстве корабля опыт был весьма важен для японцев. Судно было спущено на воду 14 апреля 1854 года и названо в честь бухты, где впервые представители Японии и России вместе трудились, -"Хеда".

Впоследствии, японцы за строительство шхуны выставили России весьма скромный счет, всего 21 252 рубля 75 копеек.

Строительство закончилось трогательными проводами, 30 апреля 1854 года на шхуне "Хеда" отплыл вице-адмирал Е.В. Путятин. Шхуна прибыла в порт Николаевска 5 июня 1854 года.

Перед уходом судна из Японии Е.В. Путятин пообещал японскому правительству, что после войны при первой же возможности "Хеду" доставят в Хакодате или в Симоду. Адмирал свое слово сдержал. По его предложению японскому правительству от имени Александра II было решено подарить 52 орудия, снятых с фрегата "Диана", шхуну "Хеда" и выразить благодарность за внимание и помощь, оказанные русским морякам, а также выдать губернатору Хакодате 30 тыс. руб. серебром для покрытия расходов на содержание экипажа "Дианы". В немалой мере международное сотрудничество при строительстве шхуне "Хеда" предопределило результаты политических межгосударственных переговоров на межправительственном уровне. 26 января 1855 года в храме Гекунсэдзи в Симода был подписан договор о торговле и границах между Японией и Россией, явившийся первым межгосударственных договором между нашими странами. В 1923 году в бухте Хеда на месте постройки шхуны была установлена стела, а в 1978 году - памятник в честь русских моряков. Этот исторический факт еще раз свидетельствует о том, что в случае, если между представителями разных стран налаживаются плодотворные международные контакты в решении различных проблем, то и решение всевозможных политических проблем между государствами находится проще и быстрее.



Ямато - Санкт-Петербург, 2010