"Об искусстве Японии рассказывает выставка в Москве"

Ирина Пришедко /Росбалт-Москва, 22.10.2008/

Статья

МОСКВА, 22 октября. Выставка «Япония: искусство и ремесло, природа и человек» открылась в столичной Галерее на Солянке. Как рассказали «Росбалту» в пресс-службе российско-японского фонда «Ямато», экспозиция открыта в рамках Дней российско-японской дружбы.

В Галерее можно увидеть различные объекты художественного творчества Японии с конца 19 века до наших дней – здесь представлены как образцы высокого искусства, так и результаты ремесленной деятельности простых японцев, свидетельствующие о культивируемом в этой стране особом отношении к природе.

Ведущее место в экспозиции заняли гравюры укиё-э — одно из наиболее интересных направлений японского искусства. Работы предоставлены российско-японским культурно-просветительским фондом «Ямато», который на сегодняшний день обладает крупнейшим в России частным собранием гравюр японских мастеров. Среди авторов более чем трех десятков гравюр, входящих в коллекцию фонда — знаменитые Утагава Туекуни, Шинсен, Сюнкосай Хокусю, Хасимото Суин и другие. Высокую художественную ценность и подлинность произведений подтверждена мэрией города Осака, при содействии которой и собрана коллекция фонда.

«Мы рады, что в очередной раз имеем возможность познакомить жителей и гостей Москвы с гордостью всех японцев — гравюрой укиё-э, — отметил президент фонда «Ямато», член президиума Российского Комитета XXI века и заместитель директора департамента Дальнего Востока и Северных территорий Минрегионразвития РФ Игорь Александров. — Надо признать, что в целом изобразительное искусство Японии демонстрируется в России не часто. Надо сказать, что это единственная в России частная коллекция гравюр, которая находится в культурном обороте и доступна зрителям».

Укиё-э — самая молодая из школ классического японского искусства (18-19 вв). В древности это слово означало одну из буддистских категорий и переводилось как «бренный, изменчивый мир». Стиль этого направления отличается демократизмом сюжетов, отразивших повседневную жизнь городского сословия, философской созерцательностью и эмоциональностью.

В центре внимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий: прекрасные дамы, как правило, — знаменитые гейши и куртизанки, актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола, эротические сцены, сцены любования прекрасными природными явлениями, праздники и фейерверки, «цветы и птицы», а также знаменитые виды природных ландшафтов.

В Японии жанр укиё-э долгое время считался «низким», в связи с чем огромное число работ было попросту утеряно. Сами японцы обратили внимание на красоту и художественную ценность укиё-э только после того, как работами японских художников стали восхищаться иностранцы, закупая их для своих коллекций. В конце XIX века гравюры укиё-э приобрели популярность во всем мире, их коллекционировали Уистлер, Мане, Дега, Гонкур, Золя. В России первая выставка гравюр укиё-э прошла в 1898 году. Сегодня богатые коллекции таких гравюр существуют в Государственном Эрмитаже и Кунсткамере.



Ямато - Санкт-Петербург, 2010