Выставка японской гравюры УКИЁ-Э 2-й половины XIX века

из коллекции Российско-Японского культурно-просветительного фонда "ЯМАТО"

Гравюра укиё-э - картины "мелькающего мира" - стала порождением бурной и яркой городской жизни Японии эпохи Эдо (1615-1868). Самая молодая из школ классического японского искусства, укиё-э сохранила все своеобразие присущих ему черт - философскую созерцательность и эмоциональную полноту любования красотой бренного существования. Все, что отвечало представлению о прекрасном, будило чувства и фантазию, попадало в круг восхищенного внимания творцов гравюр: разнообразие природы, уют частной жизни, совершенное мастерство человека в любой сфере - от борьбы сумо до изящной словест-ности или театра и, в особенности, женская красота, запечатленная в изображениях знаменитых гейш и куртизанок во всей глубине своего очарования и совершенства. В техническом отношении искусство укиё-э представляет собой сложный процесс, требующий высочайшего профессионализма на всех стадиях исполнения. Широкой публике известны лишь имена художников, рисовавших эскизы. Между тем, виртуозное умение граверов и печатников, от усилий которых зависел конечный результат, достойно не меньшего восхищения. Для создания многоцветного изображения требовалось награвировать от двух-трех до восьми досок. Печать выполнялась вручную, что позволяло создать живописный эффект полутонов. Доски раскрашивали от руки, лощили, задували золотым или серебряным порошком.

В первые десятилетия своего существования как самостоятельного вида искусства (конец XVIII-начало XIX века) гравюра была занята преимущественно событиями городской жизни. Но уже со второй чет верти XIX века светские развлечения столицы - театр, чайные дома, празднества -перестали удовлетворять меняющемуся мироощущению высшего общества. Беспокойный дух стремления к переездам. путешествиям, поездкам к морю и в горы овладел, кажется, и самими художниками. Всемирно известные гении пейзажного жанра Хокусаи и Хиросигэ творили именно в это время. В нашей экспозиции этот период представлен изящным диптихом, изображающим мужчину, заглядевшегося на красавицу на пустынном зимнем берегу.

Дальнейшее развитие граверы характеризуется стремлением к более ярким, контрастным цветовым сочетаниям, чему способствуют проникшие в 1865 году в Японию анилиновые красители. Новые черты приобретает неизменно популярная тема театра Кабуки. Сцены из спектаклей, плакаты с портретами актеров, афиши и программы изготавливаются зачастую на двух, трех и более листах, сброшюрованных в гармошку. Серия гравюр известнейшего мастера театрального жанра Тойокуни V изображает актеров театра Кабуки. В умелой стилизации в полной мере отражается условность, присущая театральному действу. В то же время фигуры экспрессивны и динамичны, а насыщенные цветовые пятна усиливают экспрессию, создаваемую причудливым линейным рисунком.

Раскраска от руки, применение серебряного напыления, гармоничная и в то же время изощренная композиция отличает гравюры Тойокуни, посвященные кульминационным моментам театральных постановок. Небольшие по размерам, эти листы отличаются уникальным свойством монументальности. В то же время, мастерство резчика делает видимой каждую прядку волос, каждую каплю в пенном гребне волны. Недаром, едва получив известность в России, японская гравюра стала синонимом изысканности и хорошего вкуса. В Европе укиё-э коллекционировали Уистлер, Мане и Дега; среди писателей, увлекавшихся ею, достаточно назвать братьев Гонкур, Шан-флери, Золя Обладая уникальной силой воздействия на чувства человека, укиё-э является для нас воплощением совершенства художественной традиции, составляющей национальную гордость Японии.



Ямато - Санкт-Петербург, 2010